Память в мраморе и сердце
проект
МУК ЦСДШБ
г. Озёрска
 
       

Учреждения и люди

Чирков Геннадий Борисович
28.07.1947 - 10.07.2007

Пономарева, Л. Несостоявшийся юбилей (памяти учителя) [Текст] / Л. Пономарева // Озерский вестник. - 2007. - № 80. - C.4, окончание №82. - С. 23.

У какого-то человека особая способность (говорят, Божий дар) чувствовать красоту слова - из таких вырастают поэты и писатели. У других людей исклю-чительно тонкое восприятие цвета и формы - они могут стать прекрасными художниками, скульпторами, дизайнерами. У Геннадия Борисовича ЧИРКОВА был особый дар. Об этом говорят все люди, чьи пути пересекались с ним. Как назвать этот дар? Давайте попробуем разобраться.

Н.А.ЮДИНА, директор школы 36: Это самый живой человек, которого я когда-либо встречала в жизни: вечно спешащий, неугомонный, удивительно работоспособный, умеющий найти выход из любой сложной ситуации. Сделать что-то хорошее, помочь человеку было совершенно естественным для Геннадия Борисовича. Мне пришлось испытать это на себе: когда в середине года я оказалась без работы, именно Геннадий Борисович протянул мне руку помощи. Такое забыть нельзя. Он не переносил подлости, очень переживал за свою школу, учеников и никого не давал в обиду. А вот себя защитить не мог... Умел искренне и по-дружески радоваться чужому успеху, но испытывал неловкость, смущался, когда его благодарили. Умер, как и жил: на ходу, на бегу. Пришел в школу, чтобы решить какие-то проблемы, и... Сердце не выдержало.

С.И.ВАСИЛЬЕВА, директор школы 38: Таких людей, отдающих свое сердце детям целиком, без остатка, единицы. Это я хорошо понимаю сейчас. Мы встретились молодыми учителями в школе 38. Геннадий Борисович преподавал физику. Чуть ли не первыми обращенными ко мне его словами были такие: "У тебя нет технических средств обучения? Сейчас сделаем". И тут же принялся что-то придумывать, сооружать. Помогать кому-то было его нормальным состоянием. Я вспоминаю, как уже тогда к нему тянулись дети, причем дети сложные, к которым непросто было подобрать ключик. Когда Геннадий Борисович создавал учебно-производственный комбинат (УПК) для учащихся городских школ, проявился его талант "добытчика". Он все мог пробить, достать, договориться с любым человеком. Его знало полгорода. Но он никогда ничего не просил для себя - только для школы. И попутно помогал десяткам людей решить их проблемы. Создавая практически с нуля школу 202, он не искал лавров для себя, он опять-таки решал чужие проблемы - проблемы детей с трудными судьбами. Чтобы так любить детей, нужно иметь очень щедрое сердце. У него не было высоких педагогических званий, хотя тот труд, который он взял на себя, по силам далеко не каждому педагогу. Сейчас, когда его не стало, многие оглянулись и поняли: а ведь заменить-то его некем. Нет, не на месте директора школы, а по-человечески. Таких людей просто больше нет.

С.Н.ЛАНГЕ, главным специалист управления образования: Школа 202 - это детище Геннадия Борисовича, он ее основатель с 1998 года бессменный директор. До 10 июля 2007 года... Он и умер фактически на рабочем месте. Геннадий Борисович обладал удивительным даром самозабвенно любить детей, которых принято называть неблагополучными. Он сердцем болел за каждого, помогал выстоять, выдержать и выстроить свою жизнь. Геннадий Борисович вообще очень любил детей. В эпоху рыночного прагматизма он как-то не очень вписывался - был другим. Работа директора школы очень сложная, а директора та школы - вдвойне. Это единственная в области спецшкола открытого типа для детей с девиантным поведением. В своей директорской работе не мог рассчитывать на высокие показатели, на стопроцентный результат, но тут были другие мерки. Для кого-то из ребят эта школа - последний рубеж, за которым может кончиться нормальная и привычная свободная жизнь. Здесь готовы протянуть тянуть руку помощи и удержать фаю. Геннадий Борисович мог найти общий язык, мне кажется, с любым человеком, с самым сложным ребенком. У него были необыкновенные коммуникативные способности. Столько энергии и жизни было в нем, что известие о смерти Геннадия Борисовича ЧИРКОВА вызвало шок у знавших его людей. "Чирков - это жизнь, Чирков и смерть - это не совместимо" - говорили друзья и знакомые. Но это случилось. Всего за 18 дней до юбилея, который так и не состоялся. Геннадию Борисовичу так и не исполнилось шестьдесят.

Т.А.ЯКИМОВА, воспитатель школы 202: Мы работали вместе с Геннадием Борисовичем с 1986 года, начинали еще в учебно-производственном комбинате (УПК). Потом при УПК были созданы первые коррекционные классы. Тогда ведь даже слов "девиантное поведение" большинство из нас не знало. Позднее Геннадий Борисович создал целую школу для детей с девиантным поведением. Он очень тонко чувствовал их боль, ведь грубыми и неуправляемыми этих ребят чаще всего делала беда, до которой порой никому не было дела. Геннадий Борисович именно для таких детей всегда находил время и силы, дарил им любовь и заботу. Он знал проблемы каждого ученика школы, знал обстановку и взаимоотношения в семье. Утро в учительской начиналось обычно с его слов: "Что у нас? У кого что случилось? Кого нет на занятиях?" И сразу начинал действовать. Порой тут же садились в его машину и отправлялись домой к "потерявшемуся" ученику. Он вообще был человек действия, не любил лишних слов, публичных выступлений, бумаг, отчетов. Главными для него в школе всегда были дети, потом уже педагогический коллектив, материальная база и прочее.

Денис, ученик школы 202: Воспоминания о моем директоре - Г.Б.Чиркове самые светлые. Это был незабываемый человек, самый лучший директор за всю историю школы, которую он же и основал. Через все, что он прошел, не проходил ни один человек, живущий в Озерске. Он понял нас, таких непростых, "тяжелых", и не побоялся дать нам шанс, поверил в нас. Геннадий Борисович собрал прекрасный педагогический коллектив, замечательно организовал учебный процесс (где кнут, а где пряник - по обстоятельствам!) и обеспечил школу новым оборудованием вплоть до компьютерных классов. Он всегда уделял нам много внимания, старался возить нас в какие-то неожиданные места, чтобы показать что-то интересное. Я всегда уважал Геннадия Борисовича как чуткого и понимающего человека. Спасибо ему за все.

В.В.ПАРМЕН0В, депутат Собрания депутатов Озерского городского округа: Последние четыре года мы работали с Геннадием Борисовичем практически бок о бок. Будучи заместителем директора учебно-консультационного пункта (больше известного в городе как вечерняя школа), я работал в здании школы 202 и вблизи смог увидеть, каков был его труд. Он приводил к нам своих учеников и судьбу каждого стремился отследить. Ребята приходили после заключения, после разных жизненных злоключений, чтобы завершить образо-вание. И шли в первую очередь к Геннадию Борисовичу за советом и поддержкой. Он из тех людей, кто сгорает на работе. Я только что вернулся из Москвы со Всероссийской педагогической конференции, посвященной реформе образования. Там говорилось о высокой нравственной планке, которую задает школе, ее ученикам и в дальнейшем выпускникам личность директора школы, если это действительно настоящий человек. У нас в городе директора школ и педагогический коллектив школы 202 обратились с предложением об открытии мемориальной доски и присвоении школе 202 имени Геннадия Борисовича Чиркова. Я поддерживаю их и постараюсь убедить в необходимости принятия этих предложений других депутатов.

Н.А.АЛФЕРОВА, вдова Г.Б.Чиркова: Геннадий Борисович из рабочей семьи. Он вырос в Магнитогорске и всегда гордился тем, что свои первые трудовые шаги сделал на Магнитогорском металлургическом комбинате. После окончания физико-математического факультета Магнитогорского педагогического института в 1975 году он начал работать в нашем городе, в школе 38. Педагогика - это его призвание. Он находил личный контакт с каждым ребенком. Только заглянет в класс - и уже с дисциплиной полный порядок. И ведь ребята его не боялись - они его уважали, ценили, верили ему. Он ходил к своим ученикам не только домой, но и навещал их в милиции, в колонии, даже в роддоме. У нас ведь в 202-й разные ученики, разные судьбы. Он обо всех искренне заботился, умел прощать. И нас учил: "Давайте с нашими детьми начинать жизнь с чистого листа". Всегда радовался, если ребенок менялся, начинал улыбаться, оттаивать душой. Он и дома успевал обо всех позаботиться. Любил приготовить воскресный завтрак, а потом всех разбудить и собрать за столом. Готовил замечательно и очень любил угощать. А вот об отдыхе забывал. Постоянно придумывал себе какую-нибудь работу или заботу. Только о себе заботиться не умел совсем, старался скрыть от окружающих, что сердце уже не справляется с нагрузкой. Он ведь сердцем болел за каждого ребенка, вот оно и не выдержало... Для пятилетней внучки Леночки дедушка в долгой-долгой командировке - до сих пор не знаем, как сказать ребенку, что его больше нет...

Александр ЧИРКОВ, сын Г.Б.Чиркова: Когда уходит из жизни близкий человек, с этим невозможно смириться. Прошло уже три месяца, а у меня по-прежнему часто появляется мысль: "Об этом надо рассказать отцу". А рассказать-то уже некому... Вот и сейчас я только что вернулся из Магнитогорска от родственников. Там все до сих пор в шоке - они очень любили отца. Он удивительно умел быть нужным, помочь в трудную минуту, порой ненавязчиво, незаметно. Я очень жалею, что внук Димка не запомнит деда живым. Как отец радовался его рождению! И сразу заслужил его доверие: малыш при встрече тут же потянулся к деду, почувствовав родного человека. Я по специальности инженер-программист, но, может, мой сын станет учителем? Педагоги его окружают со всех сторон: мама, дедушка, бабушка, даже прадедушка и прабабушка, я в свое время тоже работал преподавателем... И, может быть, в одну из школ Озерска когда-нибудь придет новый учитель Чирков... Кто знает, может, талант педагога и любовь к ученикам у него уже в генах? Он умел быть незаменимым и в то же время незаметным, очень не любил оказываться в центре внимания, не умел выслушивать добрые слова, обращенные в его адрес. Скорее всего, не стал бы их слушать и на юбилее. Но знавшие его люди ощущают потребность облечь в слова те чувства и ту боль, которые вызвала эта неожиданная и оттого вдвойне страшная потеря. Добрые слова о человеке и Учителе, без которого осиротели многие.